Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  РЕЧЬ — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Р. внутренняя, Р. эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место Р. в системе высших психических функций человека — в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает Р. как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию; не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме “внутреннего программирования”), реализации и контроля. Р. может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной устной Р. (см. Р. устная) сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной Р. (см. Р. письменная) и в подготовленной устной Р. занимают значительное место. Различные виды и формы Р. строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная Р. допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Р. изучается не только психологией Р., но и психолингвистикой, физиологией Р., лингвистикой, семиотикой и другими науками.
Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru