Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  МЫШЛЕНИЕ — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. М. является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. В философии изучается соотношение материи и М., возможности и пути познания мира с помощью М. Основные формы М. (понятие, суждение, умозаключение) рассматриваются формальной логикой. Социологический аспект исследований М. характеризуется анализом процесса его исторического развития в зависимости от социальной структуры различных обществ. Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты М. Кибернетика рассматривает М. как информационный процесс, фиксируя общее и различное в работе ЭВМ и в мыслительной деятельности человека. Психология изучает М. как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности М. действительности. Различают следующие виды М.; словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяют также М. теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. М., как и другие психические явления, изучается в психологии объективными методами. При этом широко применяются все основные методы сбора эмпирического материала: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности. М. часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т. е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. М. человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий. Исследования целеобразования составляют важный раздел психологии М. и личности. Изучаются превращение полученного извне требования в реальную цель, выбор одного из имеющихся требований, соотношение произвольного и непроизвольного целеобразования, временная динамика целеобразования, преобразование неосознанных предвосхищений в осознанные цели, выделение промежуточных целей. В контексте проблематики совместной деятельности и общения М. изучается в структуре межличностных отношений. М. выступает как интерпретация реакций и движений другого человека, как трактовка результатов предметных действий человека и деятельности в целом, как понимание речевой продукции (устной и письменной) другого человека. Межличностное познание включает в себя формирование представлений об образе мыслей другого человека, стиле его мышления, о том, что он думает о субъекте М., и о том, что он думает по поводу того, что субъект думает о нем самом, и т. д. (см. Рефлексия). М. включено и в структуру воздействия на другого человека как в условиях кооперации, так и в условиях конфликта. В ходе общения результаты мыслительной деятельности одного человека (знания) передаются другому. Знания (обобщения) могут относиться к предметному миру или к самому процессу решения задач (общие методы решения). Сама мыслительная деятельность может выступать как совместная, коллективная. Общение необходимо предполагает обобщение. М. является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта М., дифференциация “своих” и “чужих” мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме. Развитие М. изучается в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Элементарное М. возникает уже у животных и обеспечивает динамическую, или оперативную, адаптацию организма к требованиям окружающей среды, возникающим при решении животным конкретной задачи. В сложном поведении выделяется особое звено — поиск объекта потребности. Тип поискового поведения определяется степенью специализированности поиска (ограниченности его определенным кругом объектов, на которые направлен этот поиск), способами, используемыми при организации поиска. Активность живого существа, выражающаяся в поиске объекта потребности, который отсутствует в наличной ситуации, — наиболее общая филогенетическая предпосылка развитого М. Наиболее сложные проявления М. у высших животных связаны с изготовлением “орудий”, т. е. предметов, используемых в качестве средств для достижения биологически значимых результатов. В историческом плане развитие М. изучается в контексте становления труда как специфически человеческой деятельности и возникновения языка. При появлении общественного разделения труда на умственный и физический М. приобретает форму самостоятельной деятельности со своими мотивами, целями, операциями. Широкое распространение получил метод сравнения мыслительной деятельности людей, живущих в обществах, находящихся на разных этапах общественно-исторического развития. В настоящее время считается доказанным, что словесно-логическое М. является наиболее поздним продуктом исторического развития М. и что переход от наглядного к абстрактному М. составляет одну из линий этого развития. Онтогенетическое развитие М. ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое М. — последовательные стадии онтогенетического развития М.
Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru