Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. empeiria — опыт) — термин, введенный немецким философом XVIII в. X.Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души (см. История психологии). Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж.Локка, однако само понятие об опыте приобрело в этом учении двусмысленный характер. Опыт разделялся на внешний и внутренний (см. Сенсуализм). Это стало предпосылкой последующего расщепления Э. п. на два направления— материалистическое (французский материализм) и идеалистическое (Дж.Беркли, Юм). Как следствие этого расщепления сложившаяся в середине XIX в. Э. п. (“опытная школа” в психологии) соединила установку на эмпирическое наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения. Программа “опытной школы” подготовила переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина “опыт” привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода к психике, понимавшими его как контролируемое наблюдением и экспериментом познание реальных процессов сознания и поведения, и сторонниками “чистого” опыта, сводимого к субъективным феноменам. Под влиянием идеалистического понимания опыта находились многие психологические школы конца XIX — начала XX в.
Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru