Семья играет очень важную роль в жизни человека. Основные знания о мире и способе существования в нем человек получает в семье. Семья оказывает на ребенка двоякое влияние: в ней часто берут начало сложности и проблемы человека. В дальнейшем этот опыт переносится и на собственную семью. С другой стороны, благополучная семья дает человеку необходимое чувство поддержки и защищенности. В связи с этим важно еще в подростковом возрасте понять, какое влияние оказывается на человека семьей, оптимизировать положительную часть такого влияния и сгладить отрицательную. Так как подростковый возраст связан с постепенным отдалением от родительской семьи, то в этот момент важно минимизировать влияние родителей на принятие важных жизненных решений, показать подростку необходимость ответственного отношения к своей дальнейшей жизни.
Цель данного курса - помочь подросткам понять системный
характер семьи, законы ее функционирования, влияние семьи на себя
и свое влияние - на ситуацию в семье; обучить навыкам оказания и
получения поддержки и снижения отрицательного влияния семьи.
Цель курса определила постановку следующих задач:
Получение подростками теоретических знаний по психологии семьи.
Формирование умения замечать влияния на себя родительской семьи и отслеживание его при принятии важных жизненных решений, что приобретает особое значение при высокой нестабильности современного общества.
Помощь в оценке собственного вклада в семейную ситуацию.
Исследование представлений подростка о его собственной будущей семье, оценка их реалистичности, принятие ответственности за ее благополучие.
План тренинга "ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ":
№
|
Тема занятий
|
Содержание
|
Кол-во
часов
|
1
|
Знакомство участников группы. |
Знакомство участников группы
и краткое введение в предлагаемый курс.
знакомство участников группы между
собой и с ведущим;
получение подростками общего представления
о предлагаемом курсе;
оценка ведущим личностных особенностей
участников и ориентировка в их запросах.
|
4 часа
|
2
|
Функции, структура и динамика семьи. |
Ознакомление с основными характеристиками
семьи.
знакомство с основными характеристиками
семьи;
улучшение понимания этих характеристик
путем их ролевого проигрывания.
|
4 часа
|
3
|
Влияние родительской семьи на жизнь человека. |
Исследование родительских запретов,
директив, предписаний и разрешений и сопоставление их с собственными
желаниями.
оценка влияния родительских предписаний
на жизнь участников группы;
осознание соотношения предписаний и
собственных желаний.
|
4 часа
|
4
|
Вклад человека в семейную ситуацию. |
Формирование представления о
взаимозависимости поведения людей.
исследование собственного доминирующего
способа поведения и понимание его влияния на ответную реакцию
другого.
обучение использованию позиций "родителя",
"взрослого" и "ребенка" для более успешного взаимодействия
с членами семьи.
|
4 часа
|
5
|
Исследование представлений о будущей семье. |
Исследование представлений о
родительской и предполагаемой собственной семье.
изучение соотношения представлений
о родительской и предполагаемой собственной семье.
выяснение факторов, влияющих на представление
о будущей семье.
|
4 часа
|
6
|
Проблема выбора при образовании семьи. |
Осознание участниками группы
критериев выбора и своего поведения в ситуации выбора.
осознание степени активности своего
поведения в ситуации выбора;
изучение достоинств и недостатков активной
и пассивной позиции в ситуации выбора;
исследование критериев выбора и их
значения для дальнейшей жизни.
|
4 часа
|
7
|
Проблемы, возникающие на разных этапах формирования
семьи. |
Понимание динамики семейной ситуации.
выявление проблем семьи в период постепенного
отдаления детей (облегчение отдаления через понимание состояния
родителей);
исследование проблем молодой семьи.
|
4 часа
|
8
|
Семья как источник поддержки. |
Исследование роли семьи как источника
поддержки и оптимизация индивидуального стиля оказания и получения
поддержки.
достижение понимания участниками группы
роли семьи как источника поддержки;
исследование индивидуальных стилей
получения и оказания поддержки и оценка степени их эффективности;
оптимизация поведения в ситуациях просьбы
о поддержке и ее оказания.
|
4 часа
|
9
|
Молодая семья. |
Дать представление о проблемах
молодой семьи. Определить мотивы вступления в брак у современной
молодежи. Создание модели Идеальной семьи. Ребенок в молодой
семье. |
4 часа
|
10
|
Стереотипы в семье. |
Определить понятия "семейный
миф" и "семейного ритуала". Ролевые установки в семье. Представление
о семье в историческом развитии. |
4 часа
|
11
|
Резюме всего курса. Зачет. |
Обобщение полученных знаний и
навыков.
отработка комплексного использования
полученных знаний и навыков;
прояснение непонятого в пройденном
курсе.
|
4 часа
|
|
44 часа
|
|