Психологический тренинг "ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ"
 
авторской комплексной программы:
"Школа Практической Психологии "Планей"

Семья играет очень важную роль в жизни человека. Основные знания о мире и способе существования в нем человек получает в семье. Семья оказывает на ребенка двоякое влияние: в ней часто берут начало сложности и проблемы человека. В дальнейшем этот опыт переносится и на собственную семью. С другой стороны, благополучная семья дает человеку необходимое чувство поддержки и защищенности. В связи с этим важно еще в подростковом возрасте понять, какое влияние оказывается на человека семьей, оптимизировать положительную часть такого влияния и сгладить отрицательную. Так как подростковый возраст связан с постепенным отдалением от родительской семьи, то в этот момент важно минимизировать влияние родителей на принятие важных жизненных решений, показать подростку необходимость ответственного отношения к своей дальнейшей жизни.
Цель данного курса - помочь подросткам понять системный характер семьи, законы ее функционирования, влияние семьи на себя и свое влияние - на ситуацию в семье; обучить навыкам оказания и получения поддержки и снижения отрицательного влияния семьи.
Цель курса определила постановку следующих задач:
  • Получение подростками теоретических знаний по психологии семьи.
  • Формирование умения замечать влияния на себя родительской семьи и отслеживание его при принятии важных жизненных решений, что приобретает особое значение при высокой нестабильности современного общества.
  • Помощь в оценке собственного вклада в семейную ситуацию.
  • Исследование представлений подростка о его собственной будущей семье, оценка их реалистичности, принятие ответственности за ее благополучие.
     
  • План тренинга "ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ":
    Тема занятий
    Содержание
    Кол-во
    часов
    1
    Знакомство участников группы. Знакомство участников группы и краткое введение в предлагаемый курс.
  •  знакомство участников группы между собой и с ведущим;
  •  получение подростками общего представления о предлагаемом курсе;
  •  оценка ведущим личностных особенностей участников и ориентировка в их запросах.
  • 4 часа
    2
    Функции, структура и динамика семьи. Ознакомление с основными характеристиками семьи.
  •  знакомство с основными характеристиками семьи;
  •  улучшение понимания этих характеристик путем их ролевого проигрывания.
  • 4 часа
    3
    Влияние родительской семьи на жизнь человека. Исследование родительских запретов, директив, предписаний и разрешений и сопоставление их с собственными желаниями.
  •  оценка влияния родительских предписаний на жизнь участников группы;
  •  осознание соотношения предписаний и собственных желаний.
  • 4 часа
    4
    Вклад человека в семейную ситуацию. Формирование представления о взаимозависимости поведения людей.
  •  исследование собственного доминирующего способа поведения и понимание его влияния на ответную реакцию другого.
  •  обучение использованию позиций "родителя", "взрослого" и "ребенка" для более успешного взаимодействия с членами семьи.
  • 4 часа
    5
    Исследование представлений о будущей семье. Исследование представлений о родительской и предполагаемой собственной семье.
  •  изучение соотношения представлений о родительской и предполагаемой собственной семье.
  •  выяснение факторов, влияющих на представление о будущей семье.
  • 4 часа
    6
    Проблема выбора при образовании семьи. Осознание участниками группы критериев выбора и своего поведения в ситуации выбора.
  •  осознание степени активности своего поведения в ситуации выбора;
  •  изучение достоинств и недостатков активной и пассивной позиции в ситуации выбора;
  •  исследование критериев выбора и их значения для дальнейшей жизни.
  • 4 часа
    7
    Проблемы, возникающие на разных этапах формирования семьи. Понимание динамики семейной ситуации.
  •  выявление проблем семьи в период постепенного отдаления детей (облегчение отдаления через понимание состояния родителей);
  •  исследование проблем молодой семьи.
  • 4 часа
    8
    Семья как источник поддержки. Исследование роли семьи как источника поддержки и оптимизация индивидуального стиля оказания и получения поддержки.
  •  достижение понимания участниками группы роли семьи как источника поддержки;
  •  исследование индивидуальных стилей получения и оказания поддержки и оценка степени их эффективности;
  •  оптимизация поведения в ситуациях просьбы о поддержке и ее оказания.
  • 4 часа
    9
    Молодая семья. Дать представление о проблемах молодой семьи. Определить мотивы вступления в брак у современной молодежи. Создание модели Идеальной семьи. Ребенок в молодой семье.
    4 часа
    10
    Стереотипы в семье. Определить понятия "семейный миф" и "семейного ритуала". Ролевые установки в семье. Представление о семье в историческом развитии.
    4 часа
    11
    Резюме всего курса. Зачет. Обобщение полученных знаний и навыков.
  •  отработка комплексного использования полученных знаний и навыков;
  •  прояснение непонятого в пройденном курсе.
  • 4 часа
    ИТОГО:
    44 часа