Для оптимального "функционирования" развитие личности должно идти по двум направлениям: во-первых, развитие устойчивого, стабильного ядра личности - наличие ценностей, идеалов, интересов, их иерархии; и, во-вторых, развитие адекватности восприятия жизненных ситуаций, пластичности реагирования на них, способности перестраиваться. Эти способности необходимо развивать целенаправленно, так как в ином случае человек не осознает, как он взаимодействует с миром, и делает это шаблонно и стереотипно.
Психопластика - область знания и практики, изучающая взаимное влияние и связи между психикой человека и его телом. Современные психологические исследования показали, что многие психические процессы - мышление, восприятие, эмоции, воля, внимание - находят свое отражение в физиологических процессах организма человека, в его теле. Это дает возможность развивать необходимые психологические качества опосредствованно, через опыт проживания.
Цели обучения: развитие самосознания и самовосприятия
подростков, адекватности восприятия ими других людей и жизненных
ситуаций, пластичности реагирования; формирование саморегуляции
некоторых психических и физиологических процессов и состояний.
Задачи:
развитие внимания; развитие осознания взаимосвязи между психикой
и телом, жизненных ритмов; развитие восприятия пространства; формирование
адекватного образа тела; обучение различению и использованию невербальных
компонент общения; обучение основам саморегуляции посредством релаксации
и концентрации.
План тренинга "ПСИХОПЛАСТИКА":
№
|
Тема занятий
|
Содержание
|
Кол-во
часов
|
1
|
Знакомство, интеграция группы, введение |
Создание группы как единого целого
и рассказ о курсе.
знакомство педагога и учащихся;
краткое
изложение общего направления и основных этапов работы;
создание
доверительной атмосферы в группе |
4 часа
|
2
|
Жизненные ритмы - их восприятие и использование |
Повышение осознания учащимися
своих жизненых ритмов.
обсудить значение ритма в жизни человека;
провести комплекс упражнений по восприятию, различению и использованию
ритмов. |
4 часа
|
3
|
Восприятие Другого: мимика, пантомимика, язык
жестов и поз. Пластика как средство самовыражения |
Развитие способности к межличностному
восприятию, формирование необходимых навыков, развитие пластики.
дать учащимся представление о роли невербальных компонент
в общении;
провести комплекс упражнений по тренировке различения
и выражения эмоций с помощью пластики |
4 часа
|
4
|
Восприятие Другого: интонация, тембр и другие
качества голоса. Голос как средство самовыражения |
Развитие способности к межличностному
восприятию, формирование необходимых навыков, развитие творческих
способностей.
дать представление о роли голоса в межличностном
общении;
провести ряд упражнений на восприятие и выражение
личностно-смысловой части сообщения с помощью интонации;
провести
ряд упражнений на раскрепощение, "высвобождение" и развитие
голоса |
4 часа
|
5
|
Восприятие пространства, ориентация в пространстве. |
Личное пространство Развитие
восприятия пространства, способности к организации пространства
в межличностном общении.
дать учащимся представление о личном
пространстве и о роли пространственной организации в межличностном
общении;
провести комплекс упражнений на развитие пространственного
восприятия;
провести ряд упражнений на использование пространства
в межличностном общении |
4 часа
|
6
|
Роль тела и эмоций в общении. |
Повышение уровня осознания учащимися
связи между психикой и телом; развитие восприятия; расширение
диапазона способов самовыражения.
обсудить взаимосвязь эмоций
и тела и их роль в общении;
привести классификацию акцентуаций
личности Личко;
привести концепцию позитивного переформулирования
по Пазишкяну |
4 часа
|
7
|
Здоровье человека - психическое и физическое. |
Повышение уровня осознания учащимися
взаимодействия между психическим и физическим здоровьем.
обсудить
с учащимися границу между здоровьем и болезнью;
дать учащимся
представление о психосоматических заболеваниях;
провести с
учащимися комплекс физических упражнений для диагностики их
физического состояния |
4 часа
|
8
|
Психическое напряжение, стресс и его физиологические,
поведенческие и психические показатели. |
Обучение выявлению стрессогенных
ситуаций, источников стресса, адекватному восприятию и реагированию
на стрессогенные ситуации.
познакомить учащихся с понятием
"стресс";
разобрать с учащимися методы минимизации последствий
стресса;
разобрать с учащимися генезис стресса (по т.Селье);
проиграть варианты поведения в стрессогенных ситуациях, выбрать
оптимальные. |
4 часа
|
9
|
Релаксация, основы аутотренинга |
Обучение техникам релаксации
и аутотренинга для снятия напряжения.
провести дагностику самочувствия
и самооценки учащихся до и после занятия;
рассказать учащимся
о происхождении аутогенных тренировок;
дать учащимся представление
о способах и границах применения техник саморегуляции;
дать
учащимя представление о технике проведения аутогенной тренировки;
- провести комплекс упражнений по релаксации |
4 часа
|
10
|
Целостность человека, пути ее достижения. Ощущение
себя. Внимание, стабильное самосознание |
Повышение уровня осознания учащимися
собственного тела и его связи с психикой, развитие внимательности
дать учащимся представление о человеке как открытой целостной
информационно-энергетической системе;
дать учащимся представление
о внимании и его роли в жизни;
дать учащимся представление
о психосоматических зажимах и психотипах;
провести комплекс
наглядных упражнений по вниманию к собственному телу. |
4 часа
|
11
|
Завершающая интеграция группы, подведение итогов |
Завершение курса, определение
степени усвоения изложенного материала.
обсудить практическое
значение полученных учащимися знаний, умений и навыков;
определить
степень усвоения материала при помощи тестирования и др. процедур;
очертить возможности дальнейшего саморазвития в затронутых
областях |
4 часа
|
|
44 часа
|
|