Психологический тренинг "ПСИХОПЛАСТИКА"
 
авторской комплексной программы:
"Школа Практической Психологии "Планей"

Для оптимального "функционирования" развитие личности должно идти по двум направлениям: во-первых, развитие устойчивого, стабильного ядра личности - наличие ценностей, идеалов, интересов, их иерархии; и, во-вторых, развитие адекватности восприятия жизненных ситуаций, пластичности реагирования на них, способности перестраиваться. Эти способности необходимо развивать целенаправленно, так как в ином случае человек не осознает, как он взаимодействует с миром, и делает это шаблонно и стереотипно.
Психопластика - область знания и практики, изучающая взаимное влияние и связи между психикой человека и его телом. Современные психологические исследования показали, что многие психические процессы - мышление, восприятие, эмоции, воля, внимание - находят свое отражение в физиологических процессах организма человека, в его теле. Это дает возможность развивать необходимые психологические качества опосредствованно, через опыт проживания.
Цели обучения: развитие самосознания и самовосприятия подростков, адекватности восприятия ими других людей и жизненных ситуаций, пластичности реагирования; формирование саморегуляции некоторых психических и физиологических процессов и состояний.
Задачи: развитие внимания; развитие осознания взаимосвязи между психикой и телом, жизненных ритмов; развитие восприятия пространства; формирование адекватного образа тела; обучение различению и использованию невербальных компонент общения; обучение основам саморегуляции посредством релаксации и концентрации.
 
План тренинга "ПСИХОПЛАСТИКА":
Тема занятий
Содержание
Кол-во
часов
1
Знакомство, интеграция группы, введение Создание группы как единого целого и рассказ о курсе.
  •  знакомство педагога и учащихся;
  •  краткое изложение общего направления и основных этапов работы;
  •  создание доверительной атмосферы в группе
  • 4 часа
    2
    Жизненные ритмы - их восприятие и использование Повышение осознания учащимися своих жизненых ритмов.
  •  обсудить значение ритма в жизни человека;
  •  провести комплекс упражнений по восприятию, различению и использованию ритмов.
  • 4 часа
    3
    Восприятие Другого: мимика, пантомимика, язык жестов и поз. Пластика как средство самовыражения Развитие способности к межличностному восприятию, формирование необходимых навыков, развитие пластики.
  •  дать учащимся представление о роли невербальных компонент в общении;
  •  провести комплекс упражнений по тренировке различения и выражения эмоций с помощью пластики
  • 4 часа
    4
    Восприятие Другого: интонация, тембр и другие качества голоса. Голос как средство самовыражения Развитие способности к межличностному восприятию, формирование необходимых навыков, развитие творческих способностей.
  •  дать представление о роли голоса в межличностном общении;
  •  провести ряд упражнений на восприятие и выражение личностно-смысловой части сообщения с помощью интонации;
  •  провести ряд упражнений на раскрепощение, "высвобождение" и развитие голоса
  • 4 часа
    5
    Восприятие пространства, ориентация в пространстве. Личное пространство Развитие восприятия пространства, способности к организации пространства в межличностном общении.
  •  дать учащимся представление о личном пространстве и о роли пространственной организации в межличностном общении;
  •  провести комплекс упражнений на развитие пространственного восприятия;
  •  провести ряд упражнений на использование пространства в межличностном общении
  • 4 часа
    6
    Роль тела и эмоций в общении. Повышение уровня осознания учащимися связи между психикой и телом; развитие восприятия; расширение диапазона способов самовыражения.
  •  обсудить взаимосвязь эмоций и тела и их роль в общении;
  •  привести классификацию акцентуаций личности Личко;
  •  привести концепцию позитивного переформулирования по Пазишкяну
  • 4 часа
    7
    Здоровье человека - психическое и физическое. Повышение уровня осознания учащимися взаимодействия между психическим и физическим здоровьем.
  •  обсудить с учащимися границу между здоровьем и болезнью;
  •  дать учащимся представление о психосоматических заболеваниях;
  •  провести с учащимися комплекс физических упражнений для диагностики их физического состояния
  • 4 часа
    8
    Психическое напряжение, стресс и его физиологические, поведенческие и психические показатели. Обучение выявлению стрессогенных ситуаций, источников стресса, адекватному восприятию и реагированию на стрессогенные ситуации.
  •  познакомить учащихся с понятием "стресс";
  •  разобрать с учащимися методы минимизации последствий стресса;
  •  разобрать с учащимися генезис стресса (по т.Селье);
  •  проиграть варианты поведения в стрессогенных ситуациях, выбрать оптимальные.
  • 4 часа
    9
    Релаксация, основы аутотренинга Обучение техникам релаксации и аутотренинга для снятия напряжения.
  •  провести дагностику самочувствия и самооценки учащихся до и после занятия;
  •  рассказать учащимся о происхождении аутогенных тренировок;
  •  дать учащимся представление о способах и границах применения техник саморегуляции;
  •  дать учащимя представление о технике проведения аутогенной тренировки; - провести комплекс упражнений по релаксации
  • 4 часа
    10
    Целостность человека, пути ее достижения. Ощущение себя. Внимание, стабильное самосознание Повышение уровня осознания учащимися собственного тела и его связи с психикой, развитие внимательности
  •  дать учащимся представление о человеке как открытой целостной информационно-энергетической системе;
  •  дать учащимся представление о внимании и его роли в жизни;
  •  дать учащимся представление о психосоматических зажимах и психотипах;
  •  провести комплекс наглядных упражнений по вниманию к собственному телу.
  • 4 часа
    11
    Завершающая интеграция группы, подведение итогов Завершение курса, определение степени усвоения изложенного материала.
  •  обсудить практическое значение полученных учащимися знаний, умений и навыков;
  •  определить степень усвоения материала при помощи тестирования и др. процедур;
  •  очертить возможности дальнейшего саморазвития в затронутых областях
  • 4 часа
    ИТОГО:
    44 часа