Цель данного курса - дать возможность юношам и девушкам сформировать представление о своем будущем - ближайшем и далеком, найти новые и укрепить старые ориентиры в жизни и в результате продвинуться в плане самоопределения, развития себя как личности, в обретении и осознании своей идентичности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить целый ряд задач, отражающих специфику данного курса, таких как:
принятие своего прошлого как неотъемлемой части
жизненного опыта;
формирование более четкого представления об отдельных
этапах человеческой жизни;
попытка определения собственной системы жизненных
ценностей;
осознание стереотипов поведения людей на разных
этапах жизненного пути;
осознание важности собственного мнения для стабильности
своего "Я".
В качестве теоретической основы данного курса взята
концепция Э. Эриксона, в адаптированном для подростков варианте,
а также некоторые положения социальной психологии. Помимо этого
в работе используются упражнения психопластики, арт-терапии, телесно-ориентированной
терапии, упражнения с элементами аутотренинга и другие.
План тренинга "ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ":
№
|
Тема занятий
|
Содержание
|
Кол-во
часов
|
1
|
Введение. |
Введение, мотивирование, настрой
группы на работу; знакомство с некоторыми понятиями; знакомство
с группой, работа с умением жить "здесь и сейчас".
Обсуждение ожиданий от курса и реальное
содержание курса;
Индивидуальность;
Объяснение необходимости работы над
собой, постановки целей.
|
4 часа
|
2
|
Психологическое время, психологический возраст. |
Знакомство с понятиями: психологического
времени и психологического возраста, определение психологического
возраста.
Обсуждение: психологическое время;
Скорость времени. Настоящее. Психологический
возраст;
Обсуждение - что такое психологический
возраст.
|
4 часа
|
3
|
Жизненный путь, целостное представление о жизни. |
Знакомство с представлениями
о жизни как о прохождении ряда этапов; знакомство с понятиями".
кризис развития, задача развития, жизненные этапы; понимание
психологических особенностей различных возрастов.
Понятие "задача развития" (определенные
задачи, которые лучше всего решить именно в данном возрасте);
Теория Эриксона. Понятие кризис развития.
|
4 часа
|
4
|
Личностные качества. Как стать таким, каким хочешь
быть. |
Определение значения индивидуальных
качеств личности, обучение приемам работы над ними. |
4 часа
|
5
|
Выбор профессии. |
Помощь в профориентации, формирование
представления о сущности профессионального выбора, знакомство
со схемой построения личной профессиональной перспективы, ориентация
в собственных профессиональных планах.
Схема реализации выбора;
Схема личного профессионального плана;
Восьмиугольник выбора профессии;
Восемь факторов, которые обычно влияют
на наш выбор;
Схема реализации выбора, способ выбора
профессии.
|
4 часа
|
6
|
Формулируем цели. |
Обучение умению формулировать
цели, так, чтобы они были достижимы. |
4 часа
|
7
|
Как научиться управлять временем. |
Обучение умению успевать, планировать
свое время; не волноваться в стрессовых ситуациях.
Обсуждение: список проблем, которые
возникают, если не уметь обращаться со своим временем - составляется
вместе;
Принципы обращения со временем. Стресс.
|
4 часа
|
8
|
Бессознательные аспекты в жизни. |
Знакомство с основными положениями
сценарной концепции Э.Берна, формирование представления о бессознательных
жизненных установках, знакомство с типичными жизненными сценариями,
работа с собственными сценариями.
Жизненный сценарий. Сценарные роли;
Как формируется жизненный сценарий;
Темы и примеры сценариев; античные
мифы, детские сказки;
0'кеи позиция. Победители и неудачники.
|
4 часа
|
9
|
Смерть и самоубийство. |
Дать возможность подросткам подумать
о смерти, формирование представления о собственной смертности,
как необходимого условия взрослости (против инфантильности),
профилактика попыток самоубийства. |
4 часа
|
10
|
Значимые люди в нашей жизни. |
Формирование осознанного подхода
к выбору своего окружения, самоопределение по вопросам: друзья
и знакомые, выбор партнера для брака, определение роли семьи,
отношения со значимыми другими |
4 часа
|
11
|
Резюме всего курса. Зачет. |
Сравнение представлений о своей
жизни, которые были в начале курса с теми, которые появились
к концу, обсуждение и закрепление результатов, работа по сплочению
и сближению группы |
4 часа
|
|
44 часа
|
|