Авторская программа для 7-18 лет:
"Комплексная программа - Школа Практической Психологии "Планей".

История создания комплексной программы.

1. Введение.

1.1. Обоснование актуальности реализации программы.

а) Как связана данная программа дополнительного образования (далее: Программа) с социальным заказом нашего общества?

б) В чем необходимость подготовки учащихся по данному направлению?

1.2. Определение предмета обучения. Образовательная концепция.

1.3. Сравнение с аналогичными программами обучения.

а) В чем отличие от школьной базовой программы?

б) Что дополняет данная Программа к школьной программе?

в) В чем заключается существенное отличие от аналогичных Программ?

1.4. Определение требований к лицам, поступающим для обучения.

а) Возраст учащихся

б) Каковы критерии, по которым происходит отбор учащихся в "Планей"?

2. Цели и задачи обучения. Прогнозируемые результаты

2.1. Постановка целей по данной Программы.

а) Каков объем новых знаний, которые приобретут и усвоят учащиеся в результате обучения по данной Программе?

б) Какие навыки и творческие способности будут развиты у учащихся?

2.2. Определение форм организации обучения.

а) Какие формы организации обучения лежат в основе образовательной деятельности настоящей Программы?

2.3. Определение квалификационных требований к аттестации учащихся.

а) Каким способом будет проведена аттестация и на сколько этот способ соответствует целям Программы?

б) Каковы критерии оценки знаний, навыков, умений, приобретенных учащимися в процессе обучения?

3. Содержание Программы. Учебно-тематический ШПП "Планей".

3.1. Содержание программы для подростков 13-18 лет.

а) Учебный план.

б) План досуговых мероприятий на учебный год для подростков 13-18 лет.

в) Программы для 13-18 лет:

  • "ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ"
  • "ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ"
  • "ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА"
  • "ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ"
  • "ОН И ОНА: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ"
  • "ПСИХОПЛАСТИКА"
  • 3.2. Содержание программы для детей 7-12 лет.

    а) Как формируется программа для детей?

    б) Основные цели и задачи, которые ставят перед собой психологические тренинги.

    в) План досуговых мероприятий на учебный год для детей 7-12 лет.

    г) Программы для 7-12 лет:

  • "УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ И ДРУЖИТЬ"
  • "УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ"
  • "КТО Я"
  • "РЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ"
  • "Я ЛЮБЛЮ УЧИТЬСЯ"
  • "МОИ ЭМОЦИИ"
  • "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ"
  • 4. Планируемый результат Программы.

    5. Материально-техническая база для реализации программы "Планей".

    6. Список литературы.


    История создания комплексной программы

  •   1991 - 1995 гг. — действовала программа проведения психологического тренинга для подростков на базе отдела Социального творчества Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Школы Юного Психолога факультета Психологии Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова
  •   сентябрь 1995 г. - февраль 1997 г. — зарождение идеи психологической работы с детьми и подростками, накопление психологического опыта тренинговой работы на бызе Школы Юного Психолога факультета Психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
  •   февраль - июнь 1997 г. — создание новой комплексной программы проведения психологических тренингов для детей и подростков.
  •   сентяюрь 1997 г. - май 2002 г. — апробация данной программы на базе экспериментальной площадки МГДД(Ю)Т.
  •   11 ферраля 2000 г. — общественная защита комплексной программы.
  •   25 сентября 2002 г. — рекомендовано педсоветом отдела Социального творчества детей МГДД(Ю)Т.
  •   21 мая 2003 г. — получен статус Авторской программы.

  •  

    1. Введение

    1.1. Обоснование актуальности реализации программы.

    а) Как связана данная программа дополнительного образования (далее: Программа) с социальным заказом нашего общества?

     

    Наше общество переживает острый кризис. Его приметы ощутимы не только в экономической, политической, но и в социально-культурной сфере. Кризис проявляется здесь в общем дефиците духовности, утрате людьми четких нравственных ориентиров, размывание граней между добром и злом. Кризисные процессы не могут не затрагивать подрастающее поколение. И, конечно, наиболее остро они отражаются на подростках и юношестве. Эта часть нашего общества не охвачена такой заботой, как дети, не располагает теми возможностями активной деятельности, как взрослые. Вместе с тем, подростки особенно чутки к состоянию общества, ибо сами находятся в том возрасте, когда человек проходит закономерный кризис развития.
    Подростковый возраст - это пора взросления, жизненного самоопределения, поиска себя.
    Общая нестабильность современной жизни оказывает сильное влияние на подростков, господство "материальной культуры" приводит к потере нравственных идеалов, обесцениванию труда и возникновению у молодежи иллюзии "легкой наживы". В этих условиях получение образования перестает быть ценностью для молодежи.
    В последние годы неконтролируемый поток информации лишь усиливает пассивность и разобщенность молодых людей, отгораживает их от насущных проблем "взрослого" мира. Учащаются обращения к психологам подростков с чувством одиночества и отчаяния, потери смысла жизни и неудовлетворенностью в общении.
    Утрата глубокой эмоциональной связи с родителями, неудовлетворенность потребности в любви, доверии, эмоциональном тепле и заботе - трагедия современного молодого человека. Общее недоверие к миру, дефицит духовности влекут за собой множество социальных и личных проблем. Очевидно, что подростки и молодежь нуждаются в организованной, долговременной, профессиональной психологической помощи и поддержке, поскольку нынешняя подростковая среда - это модель нашего общества через 15 - 20 лет.
    В сложившейся социальной ситуации мы - школьные психологи пытаемся дать подросткам знания и привить интерес к жизни и обществу. Занимаясь с детьми, мы восполняем то, что не может дать образовательная школа и семья. Не приходиться сейчас говорить насколько важна работа с молодежью, ее актуальность в наше время. Создание детских коллективов, в которых дети могут реализовать свой социальный потенциал и полученный опыт является первоочередным в становлении государства, как сообщества людей.
    Поэтому на базе Психологического Тренингового Центра "ПЛАНЕЙ" была создана и реализована социально-педагогическая программа: Школа Практической Психологии. Почему именно такое название:
  •   "Школа" дает ребятам знания и навыки
  •   "Практическая психология" - применение для личной жизни психологии.
  • Можно сказать по другому - ребята проходят школу практической жизни.

     

    б) В чем необходимость подготовки учащихся по данному направлению?

     

    Психология в настоящее время все больше и больше проникает в жизнь современного человека. В данный момент по заказу общества создаются различные психологические службы для помощи детям и взрослым. Однако сейчас необходимо не только помогать, но и повышать общую психологическую культуру подрастающего поколения, их способность грамотно общаться, быть уверенными в себе, стремиться добиваться своих целей. Школа Практической Психологии "Планей" успешно выполняет поставленные задачи.

     

    1.2. Определение предмета обучения. Образовательная концепция.

     

    Данная Программа основана на тех задачах, которые решает каждый ребенок, проходя тот или иной возрастной этап. В данной программе предметом обучения являются различные задачи развития. Социальное развитие, как определил это понятие Д.Б. Эльконин, - это осуществление некоторого выбора, решение некой проблемы на протяжении различных возрастных этапов. Каждый возраст предполагает свои задачи развития. В каждый момент времени индивид может быть вовлечен в решении нескольких задач. Задача является связующем звеном между индивидом и его социальным окружением.
    Образовательная концепция данной Программы состоит в том, что она основана и работает на стыке нескольких областей.
      1. С предметной точки зрения данная Программа предусматривает изучение и исследование социальных задач при помощи комплекса психологических методов: социально-психологического тренинга, групп личностного роста, групп встреч и консультаций. Мы сопровождаем детей в их развитии, помогаем пройти возрастные кризисы с благоприятным исходом как для них, так и для общества.
      2. По целевому назначению данная Программа функционирует на стыке обучения и досуга детей. Получая определенные навыки в процессе занятий, дети имеют возможность расширить и углубить свое знание в процессе специализированных досуговых мероприятий.

     

    1.3. Сравнение с аналогичными программами обучения.

    а) В чем отличие от школьной базовой программы?

     

    В школьную базовую программу только начинает входить такой предмет, как психология, пока это является редкостью. Если сравнить с теми школьными программами, которые все-таки функционируют в школах, то отличие очевидно.
      1. Детям в школах практически не дают нужных знаний и навыков, которые бы позволили им успешно пройти возрастные кризисы и правильно решить возрастные задачи.
      2. Школьная программа больше построена на обучении академическому знанию, нежели акцентирована на практических вопросах детей.
    Школьный психолог же осуществляет работу с детьми только в индивидуальном порядке и с определенной установленной проблемой, и не может охватить всех детей школы, практически он является недосягаемым для детей, к нему чаще обращаются учителя.

    б) Что дополняет данная Программа к школьной программе?

     

    Данная Программа соединяет в себе все направления практической психологии, и позволяет детям решать проблемы и получать знания по актуальным для них вопросам. В связи с тем, что школьные программы по психологии недостаточно развиты и акцентированы на другом результате, данная Программа является необходимым дополнением для основного школьного образования в рамках повышения общей культуры населения и развития гармоничного и стабильного общества.

     

    в) В чем заключается существенное отличие от аналогичных Программ?

     

    Так как данное направление только начинает входить в сферу дополнительного образования, то практически серьезных программ в этой области не существует, в этом смысле данная Программа является новаторской.
    Исключением из этого является, пожалуй, только программа "Школа Юного Психолога", но она направлена на подготовку абитуриентов к поступлению на психологические факультеты, их самоопределению в этой профессии. Однако данная программа является в основном предметной, а не развивающей, и действует для определенной возрастной категории (абитуриенты).

     

    1.4. Определение требований к лицам, поступающим для обучения.

    а) Возраст учащихся

     

    Для обучения принимаются учащиеся школьного возраста от 7 до 18 лет, а также студенты специальных и высших учебных заведений.

     

    б) Каковы критерии, по которым происходит отбор учащихся в "Планей"?

     

    По данным собеседования мы определяем:
      1. Личностное развитие ребенка, на основании которого мы рекомендуем индивидуальную или групповую работу с психологом.
      2. Психологический возраст ребенка. В зависимости от этого мы помещаем его в ту или иную группу.

     

    2. Цели и задачи обучения. Прогнозируемые результаты

    2.1. Постановка целей по данной Программы.

    а) Каков объем новых знаний, которые приобретут и усвоят учащиеся в результате обучения по данной Программе?

     

    В своей деятельности данная Программа реализует несколько направлений работы с детьми:
  •   Воспитательное (нравственная и моральная сторона общества)
  •   Образовательное (знание о психологии человека и себя)
  •   Творческое - развивающее (реализация своего собственного потенциала)
  • Цели:
    Задачи:
    1. Создание подросткам условий для решения возрастных задач развития, поддержка и, при необходимости, помощь в решении этих задач.
  •   Разработка и проведение комплекса тематических психологических тренингов, каждый из которых направлен на поддержку в решении определенной задачи развития, ориентируясь на список возрастных задач (см. выше), занятия могут быть как регулярные, так и разовые - семинары, выезды, игры и т.п.;
  •   Повышение общей психологической культуры молодых людей; дать возможность подросткам и молодежи получить начальное практически ориентированное психологическое образование;
  •   Оказание помощи и поддержки подросткам, молодежи и их семьям. Организация продуктивного взаимодействия между преподавателями ШПП "Планей", подростками и их родителями;
  •   Создание условий для продуктивного и гармоничного общения со сверстниками и взрослыми
  •   Создание условия для активной деятельности подростков;
  •   Организация и проведение выставок, конкурсов, смотров, фестивалей, благотворительных лотерей и марафонов, а также участие в них.
  • 2. Создание условий для реализации и разработки программ психологической работы с подростками для профессионалов-психологов.
  •   Разработка методов и форм психологической работы с подростками;
  •   Исследование возможностей психологической работы с подростками;
  •   Исследование эффективности психологической работы с подростками;
  •   Профессиональное развитие психологов, реализующих ШПП "Планей";
  •   Сбор, обобщение и распространение необходимой информации по подростковой и молодежной проблематике, подростковым и молодежным службам и организациям;
  •   Организация обмена практической и научной информацией в форме текущих встреч, постоянно действующих и разовых семинаров, школ, тренингов, игр и т.п.;
  •  

    б) Какие навыки и творческие способности будут развиты у учащихся?

     

      1. Развитие познавательного интереса и творческого подхода к решению задач.
      2. Развитие самосознания, представления о своих способностях и возможностях.
      3. Способность самостоятельно добывать знание (формирование исследовательской деятельности учащихся).
      4. Потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного личностного потенциала.

     

    2.2. Определение форм организации обучения.

    а) Какие формы организации обучения лежат в основе образовательной деятельности настоящей Программы?

     

    В данной Программе существует два основных направления форм деятельности:
      1. Психологическое направление:
      2. Культурно-досуговое направление:
        а) Клубная деятельность по интересам (КВН, молодежный совет; студии: газета "ВЕТЕР", фото, видео, театр). Эта деятельность создает возможность развить творческий потенциал и способности учащихся, осуществлять творчески поисковую деятельность и самостоятельно получать знания. Творчески-поисковая деятельность - это творческий поиск себя и реализация себя как личности. Данная деятельность предусматривает творческую составляющую - создание творческого социума.
        б) Родительский лекторий - дискуссии между родителями и детьми по социально значимым вопросам.
        в) Экскурсии.
        г) Праздники.
    Эти два направления органично сочетаются друг с другом, позволяя создать интегрированный подход к обучению. Интегрированная форма обучения является наиболее эффективной из всех существующих, т.к. позволяет сочетать в себе не только усвоение знаний и навыков, но и развитие и углубление этих навыков в практической деятельности учащихся. В этом осуществляется новизна данной Программы.

     

    2.3. Определение квалификационных требований к аттестации учащихся.

    а) Каким способом будет проведена аттестация и на сколько этот способ соответствует целям Программы?

     

    Знания по данной Программе не могут подвергнуться жесткой аттестации, т.к. она направлена на формирование у учащихся стремления к дальнейшему познанию себя, на поиск новых возможностей реализации своего потенциала, т.е. на развитие личности. Данная Программа запускает процесс творческой деятельности, который движет человеком всю жизнь.

     

    б) Каковы критерии оценки знаний, навыков, умений, приобретенных учащимися в процессе обучения?

     

    Несмотря на отсутствие жесткой аттестации в данной Программе все-таки предусмотрены критерии оценки знаний и навыков. Это не только тестирование, при помощи которого можно проследить изменения личности учащихся, но и зачеты, которые предусмотрены по окончании каждого модуля. По окончании всей программы, которая рассчитана на два года (для подросткового возраста 13-18 лет), проводиться экзамен. Зачеты и экзамены проходят в творческой, свободной форме, которая позволяет систематизировать и структурировать полученные знания и навыки.

     

    3. Содержание Программы. Учебно-тематический план Школы Практической Психологии "Планей"

     
    На данный момент в ШПП "Планей" разработаны и адаптированы следующие психологические тренинги:
     
    для подростков: 13-18 лет
    для детей: 7-10 и 11-12 лет
  •   Техника общения
  •   Психология жизненного пути
  •   Психология успеха
  •   Психология семьи
  •   Он и она: взаимоотношения полов
  •   Психопластика
  •   Конфликтология
  •   Мир эмоций
  •   Психологический театр
  •   Самопознание
  •   Психология управления
  •   Мы и мир
  •   Решаем конфликты
  •   Я люблю учиться
  •   Учимся общаться и дружить
  •   Уверенность в себе
  •   Кто Я ?
  •   Мои эмоции
  •   Познавательные процессы
  •  

    3.1. Содержание программы для подростков 13-18 лет.

    Данная Программа рассчитана на группы переменного состава в количестве 8-15 человек. Полный курс рассчитан на два года. Из существующих психологических тренигов участники выбирают любые. Это зависит от актуальности на данный момент того или иного модуля для подростка или ребенка. Следует отметить, что тренинги Программы постоянно дополняются и развиваются, появляются новые.
    Количество учебных часов за два года - 260 часов (1 год = 128 часов, 2 год = 132 часа).
     

    а) Учебный план:
     

    Название тренинга
    Кол-во
    часов
    Кол-во
    занятий
    1 год
    1
    44 часа
    11
    2
    44 часа
    11
    3
    36 часов
    9
    Общее подведение итогов года
    4 часа
    1
    ИТОГО за 1 год:
    128 часов
    32
    2 год
    4
    44 часа
    11
    5
    40 часов
    10
    6
    44 часа
    11
    Общее подведение итогов года
    4 часа
    1
    ИТОГО за 2 год:
    132 часа
    33
    ИТОГО за два года:
    260
    часов
    65

     

    б) План досуговых мероприятий на учебный год для подростков 13-18 лет:
     

    Мероприятия
    Время
    1
    Начало занятий в учебных группах, 1 тренинг
    Сентябрь
    2
    Октябрь
    3
    Ноябрь, осенние каникулы
    4
    Ноябрь, осенние каникулы
    5
    Дискуссия между родителями и детьми по теме
    Ноябрь
    6
    Второй социально-психологический тренинг - новая тема в учебных группах.
    Декабрь
    7
    Праздник Нового года.
    Декабрь
    8
    Январь, зимние каникулы
    9
    Дискуссия между родителями и детьми по теме
    Январь
    10
    Февраль
    11
    Третий социально-психологический тренинг - новая тема в учебных группах.
    Март
    12
    КВН между 1 и 2 годами обучения
    Март
    13
    Март, весенние каникулы
    14
    Дискуссия между родителями и детьми по теме
    Апрель
    15
    Походы на майские праздники
    Май
    16
    Экзамен у 2 года обучения
    Май
    17
    Выпускной
    Май
    18
    Летние походы
    Июнь, Июль, Август
    19
    Июнь-Июль

     

    Таким образом, учащиеся "Планея" за два года смогут:
  •   пройти не менее 6 психологических тренингов;
  •   поучаствовать в 4-6 тематических выездных мероприятиях;
  •   съездить на 2 туристических игры во время летних каникул по программе "Каникулы";
  •   сходить со своими друзьями в несколько походов;
  •   принять участие в 6 дискуссиях между детьми и их родителями по актуальным темам;
  •   создать свою команду КВН и сразиться с другими командами 1-ого и старших курсов;
  •   весело отметить вместе со своими друзьями Татьянин день, Новый год, День Рождения "Планея" и другие праздники.
  •  

    в) Программы для 13-18 лет:
     

  • "ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ"
  • "ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ"
  • "ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА"
  • "ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ"
  • "ОН И ОНА: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ"
  • "ПСИХОПЛАСТИКА"

  •  

    3.2. Содержание программы для детей 7-12 лет.

    а) Как формируется программа для детей?
     

    Данная Программа рассчитана на группы по 7-10 человек. Полный курс рассчитан на один год (два этапа по полгода). Основная идея программы: психологическое сопровождение ребенка, взросление вместе с ним, оказание помощи ему в решении проблем.
    В Школе Практической Психологии существует несколько направлений работы с детьми:
      1. Развитие общения;
      2. Развитие уверенности в себе;
      3. Развитие индивидуальности ребенка, его внутреннего потенциала (кто Я?);
      4. Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и др.;
      5. Развитие мотивации к обучению;
      6. Развитие эмоциональной сферы у ребенка;
      7. Работа по решению конфликтов у ребенка, развития навыков эффективного решения конфликтов и др.
    В зависимости от запроса родителей формируется индивидуальная программа для конкретной группы. Параллельно с занятиями с детьми ведется работа с родителями и оказывается индивидуальная консультативная помощь. Кроме того ведется досуговая работа с детьми.

     

    б) Основные цели и задачи, которые ставят перед собой психологические тренинги:
     

      1. Дать ребенку уверенность в себе и своих силах;
      2. Дать ребенку представление о себе и его окружении;
      3. Развить чувство ответственности, чуткость, внимательность;
      4. Помочь обрести уверенную позицию в жизни: понимание того, что с ним было, что с ним сейчас и сформировать образ будущего;
      5. Оказать поддержку в трудный период;
      6. Помогать в решении возрастных задач;
      7. Помочь стать гармоничной личностью.

     

    в) План досуговых мероприятий на учебный год для детей 7-12 лет:
     

    Мероприятия
    Время
    1
    Начало занятий в учебных группах, 1 этап.
    Сентябрь
    2
    Родительский семинар.
    Октябрь
    3
    Ролевая игра.
    Ноябрь, осенние каникулы
    4
    Ноябрь, осенние каникулы
    5
    Детско-родительские группы, программа "Я и мой ребенок".
    Ноябрь
    6
    Праздник Нового года.
    Декабрь
    7
    Выездной семинар для детей и родителей в Подмосковный оздоровительный лагерь.
    Январь, зимние каникулы
    8
    Экскурсия.
    Январь, зимние каникулы
    9
    Начало занятий в учебных группах, 2 этап.
    Январь
    10
    Родительские семинары.
    Январь
    11
    Февраль
    12
    Детско-родительские группы, программа "Я и мой ребенок".
    Февраль
    13
    Родительские семинары.
    Март
    14
    Ролевая игра.
    Март, весенние каникулы
    15
    Экскурсия.
    Март, весенние каникулы
    16
    Детско-родительские группы, программа "Я и мой ребенок".
    Апрель
    17
    Детская туристическая Игра "Кладоискатель".
    Апрель

     
     

    г) Программы для 7-12 лет:
     

    План тренинга "УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ И ДРУЖИТЬ" для 7-12 лет:
    Тема занятий
    Кол-во
    часов
    1
    Умение знакомиться с людьми. Техники при знакомстве.
    2 часа
    2
    Почему люди ссорятся? Причины непонимания между людьми.
    2 часа
    3
    Техники эффективного общения с людьми.
    4 часа
    4
    Как понимать человека без слов? Техники невербального общения.
    4 часа
    5
    Умение высказывать свое мнение и доказывать, отстаивать свою точку зрения. Развитие умения задавать вопросы.
    4 часа
     
    ИТОГО:
    16 часов

     

    План тренинга "УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ" для 7-12 лет:
    Тема занятий
    Кол-во
    часов
    1
    Почему мы чего-то боимся?
    2 часа
    2
    Где взять силы?
    2 часа
    3
    Техники уверенного поведения.
    6 часа
    4
    Умение сказать "нет".
    2 часа
    5
    Я люблю себя.
    2 часа
     
    ИТОГО:
    14 часов

     

    План тренинга "КТО Я ?" для 7-12 лет:
    Тема занятий
    Кол-во
    часов
    1
    Мой характер: положительные и отрицательные качества.
    2 часа
    2
    Что я могу? Мои способности.
    2 часа
    3
    Мои интересы.
    2 часа
    4
    Все люди разные. Как находить с ними контакт?
    2 часа
    5
    Как использовать свои сильные стороны.
    2 часа
     
    ИТОГО:
    10 часов

     

    План тренинга "РЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ" для 7-12 лет:
    Тема занятий
    Кол-во
    часов
    1
    Почему возникают конфликты?
    2 часа
    2
    Способы ухода от конфликта.
    2 часа
    3
    Учимся слушать и слышать.
    4 часа
    4
    Учимся правильно выражать то, что нам не нравится.
    4 часа
    5
    Бесконфликтное общение. Компромисс
    4 часа
     
    ИТОГО:
    16 часов

     

    План тренинга "Я ЛЮБЛЮ УЧИТЬСЯ" для 7-12 лет:
    Тема занятий
    Кол-во
    часов
    1
    Почему я не люблю школу?
    2 часа
    2
    Что я люблю делать? Чему я люблю учиться?
    2 часа
    3
    Учусь ли я вне школы? Учимся не говорить: "не знаю".
    2 часа
    4
    Мое будущее. О чем я мечтаю?
    2 часа
    5
    Чем мне помогает школа?
    2 часа
     
    ИТОГО:
    10 часов

     

    План тренинга "МОИ ЭМОЦИИ" для 7-12 лет:
    Тема занятий
    Кол-во
    часов
    1
    Как различать эмоции?
    4 часа
    2
    Негативные эмоции: как с ними бороться?
    2 часа
    3
    Гнев: отреагирование.
    4 часа
    4
    Агрессия.
    4 часа
    5
    Страх.
    4 часа
    6
    Обида.
    2 часа
    7
    Отчаяние.
    2 часа
    8
    Положительные эмоции: как их дарить людям?
    4 часа
     
    ИТОГО:
    26 часов

     

    План тренинга "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ" для 7-12 лет:
    Тема занятий
    Кол-во
    часов
    1
    Что нам помогает в школе? Что делает нас умными?
    2 часа
    2
    Восприятие. Наблюдательность.
    4 часа
    3
    Внимание. Как научиться быть внимательным.
    4 часа
    4
    Память. Техники запоминания.
    4 часа
    5
    Мышление.
    4 часа
     
    ИТОГО:
    18 часов

     

    4. Планируемый результат Программы

      1. Создание и апробация интегрированной программы, состоящей из тематических психологических тренингов, каждый из которых направлен на поддержку в решении определенной задачи развития, ориентируясь на список возрастных задач.
      2. Повышение общей психологической культуры молодых людей.
      3. Получение учащимися начального практически ориентированного психологического образования.
      4. Создание условия для активной деятельности подростков, для продуктивного и гармоничного общения со сверстниками и взрослыми.
      5. Разработка новых методов и форм психологической работы с подростками.
      6. Исследование эффективности психологической работы с подростками.
      7. Обобщение и распространение необходимой информации по подростковой и молодежной проблематике, подростковым и молодежным службам и организациям.
      8. Развитие творческих людей, стремящихся к раскрытию своего личностного потенциала, направленных на поиск своего места в социуме.
      9. Успешное прохождение кризисных этапов жизни учащихся.
     
    * * *
     
    Программа может быть реализована как для одной группы детей (если группа занимается в филиале "Планея") так и для нескольких групп.
    Так в течении одной недели в ШПП "Планей" могут заниматься около 20 учебных групп 7-10, 11-12, 13-18 лет и старше. Общая численность детей занимающихся в "Планее" может составлять около 250 детей. Соответственно общее количество часов всей Программы ШПП "Планей" значительно увеличивается.
    Количество учебных групп и тренингов может быть увеличено по запросу детей, их родителей, подростков и других заинтересованных лиц.

     

    5. Материально-техническая база для реализации программы "Планей".

    Для реализации Программы ШПП "Планей" необходима следующая материально-техническая база:
    Программа "Планей" рассчитана в оптимуме на 6 учебных групп по 8-15 человек. Для составления расписания учебных групп необходимо минимум 3 свободные аудитории, в которых есть стулья, доска (желательно) и технические средства:
  •   Компьютеры - 2 шт.
  •   Принтер - 1 шт
  •   Сканер - 1 шт
  •   Ксерокс - 1 шт
  •   Музыкальный центр - 1 шт
  •   Магнитофоны - 2 шт
  •   Видеокамера - 1 шт
  •   Телевизор - 1 шт
  •   Видеомагнитофон - 1 шт
  •   Оборудование для проведения досуговых мероприятий в зале: КВНы, лекции, дискотеки и праздники.
  •  

    При увеличении количества групп и модулей изменяется и материально-техническая база.

     

    6. Список литературы:

    1. Lifeline и другие. Новые методы психологии жизненного пути. Под ред. А.А.Кроника, М., 1994
    2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
    3. Активные методы в работе школьного психолога. Киров, 1991.
    4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
    5. Ахмеров Р. А. Опыт формирования будущей временной перспективы. // Конфликт в конструктивной психологи. Тезисы докладов. - Красноярск: Красноярский университет.
    6. Бекасов А.И. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические проблемы психологической теории, МГУ, 1988
    7. Берн Э., Люди, которые играют в игры, Лениздат, 1992
    8. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т., М.,1982
    9. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи, М., 1983
    10. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка. 1984.
    11. Гуманистические проблемы психологической теории, МГУ, 1988
    12. Данилова, Как стать собой, психотехника индивидуальности, М., 1994
    13. Джеймс М., Джонгвард Д., Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт упражнениями, М., 1993
    14. Жизненный путь личности. - Киев: Наукова думка, 1988
    15. Жизнь как творчество. Киев, 1989
    16. Зейгарник Б.В. Теория К.Левина, М., 1975
    17. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991
    18. Ковалев В.О. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории, МГУ, 1990
    19. Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Человек в системе наук, М., 1989
    20. Кон И.С. Психология юношеского возраста, М., 1979
    21. Логинова Б.А. Жизненный путь и развитие личности // Проблема развития в психологии. М., 1978..
    22. Магун В.С. Личность и время: научное освоение новой реальности// "Вопросы психологии", 1986г, №1.
    23. Маслоу А. Психология бытия, 1997
    24. О'Коннер Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП, "Версия", Челябинск, 1997
    25. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга, МГУ, 1982
    26. Подросток на перекрестке эпох. "Генезис", М., 1997
    27. Принцип развития в психологии, М., 1978
    28. Пряжников Н.С. Профессиональное и личное самоопределение. М., 1996
    29. Пряжников Н.С., Профориентационные игры и упражнения, МГУ, 1991
    30. Психология личности и время. Тезисы докладов. Часть 1. - Черновцы: Черновицкий университет.
    31. Психология подростка. Хрестоматия под ред. Ю.И.Фролова, М., 1997
    32. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. М., 1993.
    33. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности, М., 1994
    34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
    35. Рудестам К. Групповая психотерапия, М., 2001
    36. Руководство практического психолога. Под ред. И.В.Дубровиной, М., AkademA, 1995.
    37. Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога, под ред. А.А.Кроника, М., 1994
    38. Тарасов В.К. Технология жизни: книга для героев, СПб, 1992
    39. Толстых Н.Н. Психотехника развития временной перспективы и личностной организации времени // Активные методы в работе школьного психолога. Киров, 1987
    40. Цукерман Е.И. Психология саморазвития, М., 1996
    41. Человек в системе наук. - М.: Наука, 1989.
    42. Эльконин Д.Б. Психология игры, 1982
    43. Эриксон Э. Детство и общество. М.. 1995
    44. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.
    45. Юнг К., Проблемы души нашего времени, М., 1986