Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ХАРАКТЕРОЛОГИЯ (от греч. charakter — печать, чеканка и logos — учение) — 1) в широком смысле — учение о характерах;
     2) одно из направлений немецкой психологии XX в., трактующее человеческую индивидуальность как душевно-телесную целостность, первичную по отношению к миру, в котором она живет, и определяемую в своем поведении изначально присущими ей свойствами. Главный представитель — Л. Клагес, считавший, что изучение характера должно базироваться на наблюдении, описании и систематическом истолковании выразительных движений (а не осознаваемых субъективных состояний) человека, таких, например, как почерк, жесты и т. п. За этим эмпирико-психологическим учением стояла метафизическая, восходящая к взглядам Ф. Ницше теория о “духе как противнике души”, согласно которой человеку свойственно противоречие между его спонтанной жизнью в качестве неповторимой целостной личности и безличностно-универсальным духом, разрушающим его уникальность и неповторимость. Важнейшими проблемами X. как учения о характерах являются:
1) установление основных типов характера;
2) “опознание” типа характера по его проявлениям в каждом отдельном случае, что делает возможным целостное индивидуально-психологическое понимание и прогнозирование поведения человека в определенном кругу ситуаций.
 
     В истории психологии известны два основных подхода к проблеме характера. В соответствии с первым, “статическим”, характер трактуется как неизменный набор (структура) основных черт, безотносительно к анализу его формирования и развития. Законченное выражение такой взгляд нашел у немецкого психопатолога Э.Кречмера, который рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его соматической (телесной) конституции, объясняя его в конечном счете врожденными, прежде всего эндокринными, факторами. В психоанализе 3.Фрейда и его учеников (К.Юнга, А.Адлера и др.) образование отдельных черт и типов характера рассматривается как результат напряженной работы человека по разрешению конфликтных ситуаций. С этой точки зрения характер оказывается “кристаллизацией” борьбы человека за реализацию своего, во многом бессознательного, жизненного плана. X. в подобной трактовке разделяет методологические пороки фрейдизма. Советская психология исходит из признания общественно-исторической обусловленности характера, роли воспитания в его формировании. Однако если одни исследователи ставят акцент на “природной” основе характера, связывая с ним прежде всего формально-динамические особенности поведения человека (см. Темперамент), то другие отмечают его роль в формировании общей “направленности” личности, ее отношения к различным сферам социального бытия.
Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru