ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика В. м. по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности "достраивания" образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению В. м. (А. А. Бодалев) (см. Эффект недавности, Эффект ореола и др.). Важной особенностью В. м. является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д.). Исследование роли совместной деятельности в В. м., являясь одной из центральных теоретических проблем в этой области социально-психологического знания, определяет экспериментальную программу его изучения.
Важнейшие из изученных механизмов В. м. следующие:
1) идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;
2) социально-психологическая рефлексия - понимание другого путем размышления за него;
3) эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;
4) стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др.
Предпринимаются попытки вычленить некоторые более универсальные механизмы В. м., которые обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор, ограничение и т.п. информации, что является необходимым условием любого перцептивного (см. Восприятие) процесса, в том числе процессов В. м. На открытие таких универсальных механизмов претендовали когнитивного диссонанса теория, имплицитная теория личности. Однако ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы (см. Атрибуция каузальная).
|