Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (см. Социально-психологическая компетентность). Базовыми методами Т. с.-п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы Т. с.-п. обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий от нескольких дней до нескольких месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими, например, один — три раза в неделю. Продолжительность отдельной встречи — от полутора до трех и более часов. Возможны так называемые группы-марафоны, проводимые за два-три дня непрерывной работы. Общая цель Т. с.-п. конкретизируется в следующих задачах:

1) овладение психологическими знаниями;

2) формирование умений и навыков в сфере общения;

3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;

4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;

5) коррекция и развитие системы отношений личности.

Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм Т. с.-п. Среди них наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности (см. Т-группа), ролевой тренинг, видеотренинг и др. Основной контингент участников составляют представители профессий, деятельность которых предполагает интенсивное общение (см. Тренинг делового общения), а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов (см. Тренинг перцептивный). В группе Т. с.-п. особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что представляет необходимую предпосылку и составляющую развития компетентности в общении. Создание климата доверия в существенной степени определяется особой формой проведения занятий, при которой ведущий не является преподавателем в традиционном смысле слова. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней, при этом он выступает одним из участников групповой работы (хотя и задающим на первых этапах групповые нормы и модели поведения). Для достижения целей Т. с.-п. ведущему необходимо создать условия для формирования группы высокого уровня развития (см. Уровень развития группы). Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий:

1) принцип активности участников: в ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия — обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций, предложенных самими участниками, наблюдение по заданным критериям за поведением участников ролевых игр, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т. д.;

2) принцип исследовательской позиции: в процессе работы в группах Т. с.-п. создаются такие ситуации, когда участникам необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологи закономерности взаимодействия и общения людей;

3) принцип объективации поведения: в начале занятий поведение участников группы Т. с.-п. переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне в ходе их проведения. Важным средством объективации поведения, который используется во всех видах тренинга, является особым образом организованная обратная связь, эффективность которой существенно повышается при использовании видеозаписи;

4) принцип партнерского общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений, интересов, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов всех участников общения, а не достижение одной из сторон своих целей за счет интересов других.

Развитие различных форм Т. с.-п. связано, в основном, с ведущими ориентациями современной психологии. В западной традиции — это необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, экзистенциальная (см. Экзистенциализм) и гуманистическая психология. С последней связано широкое распространение форм групповой психологической работы и, в частности, использование Т. с.-п.

Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru