Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ТОЛМЕН Эдуард Чейс (1886—1959) — американский психолог, теоретик необихевиоризма. Разработал систему, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальт-психологии и фрейдизма. В противовес “строгому” бихевиоризму Дж.Уотсона доказывал, что поведение как животных, так и человека построено не из единиц типа “стимул — реакция”, а из целостных актов, которые включают мотив и цель, различение свойств вещей и их структурных отношений, построение и проверку гипотез и т. п. Все эти внутренние моменты объединялись Т. в понятие “промежуточные переменные”, т. е. факторы, действующие между непосредственными стимулами (внешними и внутренними) и итоговой реакцией. “Промежуточные переменные” мыслились Т. как образования физические, а не психологические. Исследования Т. внесли много нового в трактовку “классическим” бихевиоризмом процесса обучения. Преодолевая механистический взгляд на упражнение и подкрепление, свойственный бихевиоризму, Т. показал, что упражнение предполагает образование познавательных структур, а роль подкрепления может играть не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожидания. Процесс научения происходит и тогда, когда подкрепление отсутствует, например, при исследовании животным ситуации возможного действия (“латентное научение”). Несмотря на известный прогресс по сравнению с предшествующими зарубежными теориями обучения, в концепции Т. можно найти методологические просчеты: закономерности поведения животных и человека отождествлялись, нейромеханизмы игнорировались как “ненаблюдаемое”, целенаправленность действия не получала причинного объяснения (“Целенаправленное поведение у животных и человека”, 1932).
Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru