Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА — методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. В большинстве Т. и. испытуемому на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Свои решения он сообщает либо в письменном виде, либо отмечая один из нескольких вариантов, имеющихся на бланке. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и т. п. В задачах тестов действия для решения нужно сложить из представленных деталей изображение предмета!, геометрическую фигуру, собрать из кубиков с разноокрашенными сторонами заданный рисунок и т. п. Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач, по нему выводится коэффициент интеллектуальности. При тестировании обычно формируют выборки по возрасту (в школе); при формировании их по образованию и социальному статусу сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Один и тот же образовательный ценз далеко не всегда соответствует одинаковому уровню обученности. Социальный статус по-разному сказывается на психическом развитии индивидов в зависимости от специфики окружения и семейных условий. Успешность испытуемого всегда и неизбежно связана с тем, насколько в своем предшествующем опыте он усвоил термины и понятия, из которых построены задачи теста, насколько были им усвоены именно те умственные действия, которые необходимы для решения задач теста и может ли он эти действия произвольно актуализировать; наконец, настолько сложившиеся у испытуемого в его прошлом опыте мыслительные стереотипы пригодны для решения задач теста. Таким образом, результаты тестирования выявляют не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, обученности, которые неминуемо сказываются на его работе над тестом. Это обстоятельство послужило основанием для того, чтобы называть результаты, получаемые при применении Т. и., “тестовым” или “психометрическим” интеллектом. Наблюдающиеся рассогласования между фактическими достижениями в умственной работе индивида и его “тестовым” интеллектом привели к тому, что некоторые тестологи ввели понятие “несправедливых” тестов. Эта “несправедливость” наиболее резко обнаруживается в тех случаях, когда Т. и., разработанные для общности, с известным уровнем и своеобразием культуры, предлагаются индивидам другой общности. Т. и., “свободных от культуры”, создать нельзя. По существу, “тестовый” интеллект показывает уровень умственного развития индивида, критерием которого выступает набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных автором конкретных Т. и. Понятно, что этот набор неправомерно считать критерием для индивидов, представляющих разнообразные культуры и субкультуры. Различные модификации Т. и. находят применение в теоретических исследованиях и в практике дефектологии, для результатов тестирования созданы особые способы обработки.
Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru