Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ШКОЛА НАУЧНАЯ (в психологии) (от греч. schole) — способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний. Под Ш. н. понимают:
     1) научно-образовательную школу, формирующую будущих исследователей;
     2) исследовательский коллектив, группу ученых, совместно разрабатывающих под руководством лидера (главы школы) созданную им исследовательскую программу;
     3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей целый ряд ученых и исследовательских коллективов.
 
     Ш. н. играет важную рать в развитии психологии со времен древней, античной науки, когда психологическое знание формировалось в недрах философских и естественнонаучных учений (школы стран Древнего Востока, а также древнегреческие школы: Пифагора, Гиппократа, софистов, Сократа, Платона, стоиков, скептиков и др.). При этом развитие шло в направлении от школ — хранителей неперсонифицированного знания (Древний Восток) к школам — прообразам исследовательских коллективов (школа Аристотеля). Развитие психологических знаний в средневековых школах, преимущественно схоластических, носило в основном репродуктивный, а порой и реакционный характер. Существенное возрастание роли Ш. н. произошло в Новое время в связи со стремительным прогрессом науки, превращением ее в профессию, а также благодаря переходу научной деятельности из области преимущественно индивидуального труда в сферу коллективного. Ш. н. явилась главной организационной формой, в которой совершался процесс преобразования психологии из отрасли философских знаний в самостоятельную дисциплину. Важную роль в этом процессе сыграла Ш. н. В.Вундта, носившая научно-образовательный характер. В ней прошло подготовку первое поколение исследователей, ставших создателями лабораторий экспериментальной психологии в различных странах. Эклектический характер концепции Вундта обусловил то, что подавляющая часть этих исследователей (О.Кюльпе, С.Холл, Д.Кеттел, В.М.Бехтерев, Г.Мюнстерберг и др.), отвергнув указанную концепцию, выдвинули новые исследовательские программы и создали собственные Ш. н. Вундтовской ориентации продолжали следовать Э.Б.Титченер в США (см. Структурная психология) и Г.И.Челпанов в России, организовавший большую научно-образовательную школу, где осваивали экспериментальные методики молодые исследователи, которые в дальнейшем подвергли критике субъективный метод (см. Интроспекция), перешли на позиции марксистского понимания сознания и внесли значительный вклад в формирование советской психологии (П.П.Блонский, К.Н.Корнилов, С.В.Кравков, Н.А.Рыбников, П.А.Шеварев, В.М.Экземплярский и др.). Развитие психологии в XX в. связано с формированием школ - направлений, определивших макроструктуру современной психологии, таких, как структурализм (см. Структурная психология), функционализм (см. Функциональная психология), бихевиоризм, необихевиоризм, гештальтизм (см. Гештальт-психология), фрейдизм, неофрейдизм. В советской психологии, единой философской основой которой является диалектический и исторический материализм, важная роль принадлежит школам М.Я.Басова, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова, Д.Н.Узнадзе и др.
Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru