Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНЦЕПЦИЯ — выдвинутое П.Я.Гальпериным учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В П. ф. у. д. к. выделяется шесть этапов, на которых происходят эти изменения.
 
  • На первом этапе формируется мотивационная (см. Мотивация) основа действия (складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения).
  • На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
  • Третий этап — формирование действия в материальной (материализованной) форме (субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия).
  • Четвертый этап — “громкая социализованная речь”, когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, которая выступает опорой для становящегося действия.
  • На пятом этапе (формирование действия во “внешней речи про себя”) происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи.
  • На заключительном, шестом, этапе речевой процесс “уходит” из сознания, оставляя в нем только конечный результат — предметное содержание действия (см. Интериоризация).

    На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, “свертывается”. Эмпирически формирование нового действия (или понятия) может проходить с пропуском ряда перечисленных выше этапов. Однако расшифровка механизмов каждого частного случая, объяснение конкретной динамики формирования действия — все это становится возможным лишь благодаря знанию полной системы П. ф. у. д. Специальная организация П. ф. у. д. с целью получения действия с определенными, заранее заданными показателями обобщенности, разумности, сознательности, критичности и др. названа П.Я.Гальпериным планомерно-поэтапным формированием умственных действий. В этом случае поэтапные изменения планируются экспериментатором и жестко контролируются. Тем самым открывается возможность установления четких связей между экспериментальными учебными воздействиями, содержанием деятельности человека по усвоению нового действия и характеристиками получаемого действия. Планомерно-поэтапное формирование умственных действий становится в этом случае методом психологического исследования, разновидностью экспериментально-генетического метода (см. Методы психогенетики). Практическое применение П. ф. у. д. к. в общем и специальном обучении ставит своей задачей повысить качество формируемых действий и понятий у обучающихся индивидов при сокращении сроков их подготовки.

  • Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru