Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais (paidos) — дитя, logos — учение) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основатели П. — С.Холл, Дж.М.Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мёйман, В.Прейер и др. Содержание П. составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, однако эти подходы оказались связанными между собой чисто механически. В России П. получила широкое распространение еще в дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов (П.П.Блонский, Л.С.Выготский и др.). Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее представителей, определен не был, и попытки найти специфику П., несводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели, хотя в исследованиях советских ученых, работавших в области П., был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в П. было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Вместе с тем деятельность педологов-практиков в 30-е гг. была подвергнута критике за ошибки, совершенные в 20-е гг. Постановлением ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” (1936) П. была объявлена “псевдонаукой” и прекратила свое существование. Результатом разгрома П. явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая “бездетность” педагогики).
Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru