|
|
ПСИХОЛОГИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА — область психологии, исследующая творческую деятельность художников сцены (актера, режиссера) и процесс восприятия сценических произведений зрителем. Сценическое искусство является способом познания человека. Воспроизводя действия сценического персонажа в обстоятельствах, предлагаемых автором пьесы, актер переживает два типа эмоций: связанные с успешностью своей профессиональной деятельности; сходные с эмоциями изображаемого им лица. Двойственным является и процесс восприятия произведений сценического искусства зрителем, эмоциональные переживания которого зависят как от значительности, новизны полученного им знания о жизни, содержащегося в сценическом произведении, от совершенства художественной формы, так и от непроизвольного отождествления себя с изображаемым на сцене лицом. Сценическое искусство предполагает не только понимание, но и сопереживание зрителя, адресуется не только к его сознанию, но и к подсознанию и сверхсознанию (творческой интуиции). Подобно другим видам искусства восприятие сценических произведений порождает специфические положительные эмоции (эстетическое чувство, эстетическое наслаждение). Их основу составляют удовлетворение потребностей познания, мастерство, совершенство формы художественного произведения, ее соответствие замыслу художника. Способность деятеля искусства к восприятию красоты позволяет наилучшим образом использовать свой творческий потенциал в поисках решения художественной “сверхзадачи” (К.С.Станиславский). Способность зрителя к восприятию красоты сближает его с другими людьми через сопереживание прекрасного, напоминает о существовании общечеловеческих ценностей.
|