Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ОБУЧЕНИЕ — процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной психологии, нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к проблеме О. во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль О. в приобретении человеком общественного опыта, считают, что О. есть процесс внешний по отношению к психическому развитию, разворачивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием субъекта. В советской психологии О. и развитие не отождествляются, но при этом подчеркивается ведущая роль О., создающего учащемуся “зону ближайшего развития”, способствующего выработке средств и способов ориентации в действительности. Психологически проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. В советской психологии выделено несколько проблем, решение которых определяет пути и возможности применения на практике знаний о психологических закономерностях О. Поскольку всякое О. предполагает целенаправленное изменение субъекта, то важной проблемой является организация управляемого О., обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств (см. Поэтапного формирования умственных действий концепции), а также учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, традиционно рассматриваемых в контексте вопросов обучаемости, дифференциального О. Кроме того, необходимо установление гармонии между управлением процессом усвоения и обеспечением оптимального развивающего эффекта. Специфика психологических особенностей усвоения обусловила дифференцированный подход к разработке методов О. математике, родному и иностранному языкам, естественным и гуманитарным дисциплинам, профессиональному мастерству. Особую ветвь современных исследований составляет О. общению — организации целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми.
Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru