Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление марксистски ориентированной психологии, возникшее на рубеже 60—70-х гг. XX в. Ведущие представители — К.Хольцкамп (глава школы), У.Хольцкамп-Остеркамп, П.Кайлер, К.X.Браун и др. Одним из основных психологических источников концепции К. п. является теория деятельности А.Н.Леонтьева. Особое место в К. п. занимают исследования социогенеза (развитие психики в конкретных типах общества) и онто- и актуалгенезов психического (изучение представителей конкретных социальных групп, классов, слоев общества и т. п.). Концепция К. п. не представляет собой умозрительную конструкцию, но вырастает из практики (включая собственные эмпирические исследования, а также общественно-политическую практику классовой борьбы и т. п.) и “врастает” в нее (на основе оригинальной теории развития личности вырабатываются соответствующие педагогические и психотерапевтические рекомендации). Одно из основных понятий К. п. — “способность к действию”, под которой понимается способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать свои собственные условия жизни и распоряжаться ими, т. е. способность стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности. Развитие этой способности имеет две альтернативные возможности (определяемые социальными условиями и местом индивида в обществе):

1) ограниченное развитие, когда индивид приспосабливается к существующим условиям и подавляет свои истинные интересы, используя средства психологической защиты от неудовлетворенности, дискомфорта и т. п.;

2) полное развитие, когда индивид осознает свои собственные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни, свободно развивая при этом свои “сущностные силы”.

Все психические процессы рассматриваются как аспекты этой способности. Так, в области мышления указанная выше дилемма выражается в дихотомии “толкования” (обыденное мышление со свойственными ему фетишизмом, упрощениями, персонификациями и т. п.) и “понимания” (проникновение в сущность вещей); в области восприятия — в противоположении “неадекватного (иллюзорного) восприятия действительности и адекватного ее восприятия”. Ограниченным развитием способности к действию объясняются в К. п. некоторые отрицательные эмоциональные процессы (страх, тревожность) и т. п. Задачей педагогики и психокоррекционной работы является воспитание такой личности, которая могла бы мыслить и действовать самостоятельно, что предполагает активное ее участие в общественной жизни вплоть до противодействия господствующим общественным отношениям (если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов) и борьбы за их уничтожение.

Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru