Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  КОНФОРМНОСТЬ (от лат. con formis — подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) К. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения. Внутренняя К., как правило, сопровождается внешней, которая, напротив, отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. При всех различиях обе формы К. близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. Преимущественным предметом экспериментальных исследований, начиная с работ С.Аша, выступила внешняя К., изучаемая при помощи метода “подставной группы” в реальном или аппаратурном (Р.Кратчфилд) вариантах. Согласно эмпирическим данным, уровень К. определяется комплексом причин, в том числе:

1) характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению (пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д.);

2) характеристиками группы, являющейся источником давления (размер, степень единодушия большинства, т. е. наличие и количество членов группы, отклоняющихся от общего мнения, и др.);

3) особенностями взаимосвязи индивида и группы (статус индивида в группе, степень его приверженности к ней, уровень взаимозависимости индивида и группы в получении вознаграждения и др.);

4) содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью и пр. Альтернативой К. и негативизму является самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции.

Независимость не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней (см. Коллективистское самоопределение). В этой связи провоцируемое К. единообразие внутригруппового поведения следует отличать от единства, возникающего благодаря общности самостоятельно сформированных взглядов, а также от естественного для любой группы процесса нормализации, предполагающего взаимное влияние всех ее участников и нахождение общеприемлемого компромисса. Кроме того, К. как способ поведения отличается от внушаемости — некритичного принятия чужой точки зрения и подчинения (повиновения), когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета. Развитие исследований К., как и в целом проблематики социального влияния, связано с разработкой концепции “активного меньшинства”, предложенной С.Московией. Согласно данной концепции, К. может быть рассмотрена как форма переговоров между индивидом (меньшинством) и группой (большинством), включенными в конфликт по поводу определения некоторой реальности (к примеру, истинности суждений, мнений и т. п.). С этой точки зрения, подкрепленной результатами многочисленных экспериментальных исследований, наряду с К., т. е. движением индивида навстречу группе, возможен и другой исход названного конфликта, а именно принятие большинством или его частью позиции меньшинства. Влияние меньшинства обусловлено стилем его поведения (последовательностью, настойчивостью, консистентностью), а также особенностями восприятия меньшинства большинством (в частности, оценкой его компетентности, значимости), характером отстаиваемых идей и др. факторами.

Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru