Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ (от лат. effectivus — дающий определенный результат, действенный) — отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Э. д. г. может быть определена только в том случае, если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения достигнутого и запланированного результата и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на Э. д. г., исследователи, как правило, ограничивают число критериев, по которым проводится оценка эффективности. Выделяются два универсальных критерия:

1) продуктивность (чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство) и

2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и т. д.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта трудовой деятельности (см. Уровень притязаний) и возможностью их осуществления.

Помимо этого критерия выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью которых пытаются учесть социальные и психологические аспекты Э. д. г. (например, всестороннее развитие личности, бескорыстное и добросовестное отношение к труду, общественно-политическая активность, сплоченность и уровень управляемости коллектива, ценностные ориентации и нормы, величина и состав группы, психологический климат в коллективе и т. д.). Сложность определения Э. д. г. по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур. Понятие Э. д. г. следует отличать от понятия “результативность”. Если принимаемые для оценки эффективности критерии могут быть количественно измерены (например, по количеству произведенной продукции, или выполненному числу операций, или по усвоенному объему информации и т. п.), то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же в качестве критериев добавляются психологические критерии, не поддающиеся количественному измерению, то понятие “результативность” не может применяться как синоним понятию “эффективность”. Особую сложность представляет собой измерение эффективности деятельности учебных групп. Для них, как правило, выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (т. е. субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (т. е. количества усвоенной информации). В исследованиях встречаются и такие психологические критерии, как уровень мотивации к учебе, отношение к учебе, интеллектуальные способности обучаемых. Однако опыт коллективо-образующих форм обучения (см. Коллективообразование) показывает, что в качестве главного психологического критерия эффективности обучения, целью которого является формирование высокоразвитой нравственной личности, должно выступать содействие каждого члена группы умственному, физическому и нравственному развитию друг друга (Л.А.Карпенко). А это возможно главным образом в условиях организованной совместной деятельности. В качестве признаков критерия содействия развитию друг друга в учебной группе выступают позитивная динамика общительности (или контактности), коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию, доброжелательность и взаимный интерес к нуждам, желаниям и эмоциональным состояниям друг друга. Исследования показывают, что если по этим критериям в результате обучения наблюдаются позитивные сдвиги, то примененный метод обучения обладает высокой психологической и социально-психологической эффективностью. Как правило, такой эффективностью обладают методы интенсивного обучения иностранным языкам, а также группы социально-психологического тренинга.

Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru