Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от лат identificare — отождествлять) — 1) опознание чего-либо, кого-либо;
     2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

     В первом значении термин “И.” используется в психологии познавательных процессов (см. Общая психология), а также в инженерной и юридической психологии, где И. понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия. Благодаря процессу И. происходит распознавание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и т. д. В том случае, когда объектом И. является человек, И. выступает как процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо классу, типу (напр., И. преступника), или же на основании которого она может быть признана целостной и идентичной самой себе. Во втором значении И. в самом общем виде это — эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого (см. Бессознательное) отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Понятие “И.” было введено 3.Фрейдом сначала для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее — для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения значимых других, формирует “сверх-Я”, принимает женскую или мужскую роль и пр. Фрейдом было выделено несколько типов И. В младенчестве возникает первичная И., которая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта “тотальная захваченность объектом” уступает место вторичной И., играющей роль защитного механизма (см. Защищенность психологическая), благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия. Согласно Фрейду, эта форма И. является предысторией Эдипова комплекса, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некоторые особенности его поведения. Эта парциальная И. носит амбивалентный характер и может проявляться как в отношении любимого лица, так и лиц, которых ненавидят или которым завидуют (см. Зависть). Особое значение этот тип И. приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, для развития совести. Применительно к взрослому субъекту И. в концепции Фрейда связывалась с невротическим симптомом, при котором у субъекта из-за желания оказаться в положении объекта, возникают болезненные явления, характерные для последнего. Для Фрейда механизм И. обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, вчувствование, приобретая в некоторых случаях свойство “психической инфекции”, столь характерной для толпы. Для неортодоксального психоанализа (А.Фрейд, Д.Рапопорт) понятие И. выступило в качестве центрального механизма формирования способности “Я”-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием которой является переживание своей тождественности с объектом. Понятие “И.” получило широкое распространение за рамками психоанализа, в частности в социальной психологии (Л.Бандура, Т.Парсонс и др.). И. рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок (см. Аттитюд) и т. д. (Ч.Кули, Дж.Мид). В современной психологии понятие “И.” охватывает три пересекающиеся области психической реальности.
     Во-первых, И.— это процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве.
     Во-вторых, И.— это представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого (см. Проекция), наделение его своими чертами, чувствами, желаниями (например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов).
     В-третьих, И.— это механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и приводит к усвоению его личностных смыслов. Этот тип И. позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает содействующее поведение (см. Альтруизм, Гуманность, Эмпатия, Коллективизм).

Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru