Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ (от лат. integer — целый) — 1) состояние группы, характеризующееся упорядоченностью внутригрупповых структур, согласованностью основных компонентов системы групповой активности, устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними, стабильностью и преемственностью их функционирования и т. п. признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности социальной общности; 2) иерархически организованная совокупность внутригрупповых процессов, обеспечивающих достижение названного состояния. И. г. проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению психологической сохранности группы: отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к распаду любой человеческой общности. В процессе развития группы И. выступает как момент покоя, равновесия этой системы, который, с одной стороны, фиксирует и закрепляет результаты ее изменения, с другой — приспосабливает их к предшествовавшему состоянию системы. В этом проявляется центральная — системосохраняющая функция И. г., обусловливающая достаточно устойчивое воспроизводство группы как социально-психологического феномена. Отличительная особенность интегративных процессов состоит в том, что в обычных условиях они “скрыты” в повседневном функционировании группы и лишь в преодолении внезапных помех и нейтрализации дисфункций обнаруживают явные признаки своего существования. Согласно экспериментальным данным, к их числу можно отнести возникновение чувства “мы”, связанное с обострением процессов групповой идентификации и референтности, например, в условиях межгруппового соревнования; кристаллизацию общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации; заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия в ответ на внешние дестабилизирующие воздействия; специальные усилия членов группы, направленные на оздоровление психологического климата, нарушенного по какой-либо причине, и т. п. Наряду с такого рода спонтанными реакциями по нормализации групповой жизнедеятельности в экстраординарных ситуациях, угрожающих единству социальной общности, важными постоянно действующими факторами И. г. выступают процессы руководства и лидерства, а также специальные усилия разнообразных социальных институтов и общественных организаций, ответственных за стабильное существование и эффективное функционирование данной группы. Конкретные исследования И. г., как правило, затрагивают три аспекта групповой жизнедеятельности: межличностные эмоциональные взаимоотношения членов группы, структуру взаимодействия между ними в процессе совместной деятельности, а также характер ценностных ориентации, установок и нормативных представлений образующих группу лиц. В первом случае И. г. понимается как эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами (см.: Аттракция; Сплоченность групповая; Совместимость межличностная). Во втором случае И. г. интерпретируется главным образом как оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, как согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общей задачи. Важным показателем оптимальности внутригруппового взаимодействия является организованность группы, т. е. способность коллективного субъекта совместной деятельности к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний в упорядоченные, определенные. Организованность проявляется в умении группы самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности, сочетать инициативность и разнообразие форм индивидуального поведения с устойчивым единством действий участников совместной деятельности по реализации ее ведущей цели. Критерием оценки организованности может выступать характер деятельности группы в неординарных (стрессогенных) условиях, в частности: 1) способность группы самостоятельно планировать этапы осуществления поставленной цели и распределять предстоящую работу среди своих членов; 2) степень дисциплинированности членов группы в выполнении возложенных функций; 3) способность группы к эффективному контролю и действенной коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизационных проявлений; 4) умение группы в относительно сжатые сроки синтезировать (суммировать) выполненную ее членами работу, обеспечивать итоговую целесообразность взаимодействия и т. д. Близким показателем согласованности межличностного взаимодействия является сработанность, характеризующаяся высокой продуктивностью совместного труда при незначительных эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие и достаточной субъективной удовлетворенности его процессом и результатом. Наряду с методами опроса и наблюдения изучение феноменов И. г. в процессе совместной деятельности проводится с использованием аппаратурно-технических методов. В третьем случае И. г. рассматривается как степень совпадения (согласованности, сходства) представлений, ориентации, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам (явлениям, лицам, событиям, целям и ценностям), наиболее значимым для групповой жизнедеятельности. Процедура исследования, как правило, включает оценку предлагаемых объектов посредством фиксированного числа признаков, которые баллируются, ранжируются или выбираются по заранее заданной схеме. Хотя источники и детерминанты единства взглядов и позиций членов группы в различных концептуальных схемах трактуются по-разному, мысль о том, что внутригрупповое согласие является важным показателем И. г., широко распространена в советской и зарубежной социальной психологии. Значительный вклад в разработку этого направления исследований И. г. внес американский психолог Т. Ньюком, предложивший сходство картины мира, единство позиций членов группы назвать термином “Групповое согласие”. В советской социальной психологии изучение интегративных характеристик когнитивной структуры группы связано с исследованием ценностно-ориентационного и предметно-ценностного единства коллектива. Современные тенденции анализа И. г. обусловлены попытками решить две проблемы. Во-первых, построить целостную системную концепцию И. г., позволяющую, с одной стороны, непротиворечиво объединить многочисленные разрозненные операционные признаки и показатели интеграции, с другой — конкретизировать ее функциональную роль в динамике развития группы и, в частности, понять взаимосвязь процессов интеграции и дифференциации группы. Во-вторых, выявить личностные детерминанты и последствия И. г., в том числе значение социоперцептивных факторов в становлении социально-психологической общности группы.
Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru