Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ИГРА — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста И. является ведущим типом деятельности. И. называют и некоторые формы жизнедеятельности животных. И. изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике (см. Игра деловая) и в других науках. Попытку систематического изучения И. первым предпринял в конце XIX в. немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в И. происходит предупражнение инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование (“теория предупражнения”). Немецкий психолог К.Бюлер определял И. как деятельность, совершаемую ради получения “функционального удовольствия”. Фрейдисты видят в И. выражение глубинных инстинктов или влечений. Все эти трактовки И. страдают биологизаторским подходом. Материалистический взгляд на И. сформулировал Г. В. Плеханов, указавший на ее возникновение из труда. В советской психологии теорию И., исходящую из признания ее социальной природы, разрабатывали Е. А. Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев. Связывая И. с ориентировочной деятельностью, Д.Б.Эльконин определяет И. как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания И. являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В структуру И. детей входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими. Единицей И. и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. Сюжетом И. предстает воспроизводимая в ней область действительности; содержанием И. выступает то, что воспроизводится детьми в качестве главного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В И. происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерной особенностью И. является ее двупланность, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной И. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект И.
Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru