Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. differentia — различие) — отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения Д. п. явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических (см. Методы психогенетики) и математических методов. Д. п. складывалась под непосредственным воздействием практики — педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф.Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа (см. Статистические методы, в психологии). Термин “Д. п.” ввел немецкий психолог В.Штерн в работе “О психологии индивидуальных различий” (1900). Первыми крупными представителями нового направления были А.Вине, А.Ф.Лазурский, Дж.Кеттел и др. Основным методом Д. п. стали тесты (см. Тестирование) — сперва индивидуальные, а затем групповые,— используемые для определения умственных различий, а с изобретением тестов проективных — для измерения интересов, установок, эмоциональных реакций. Путем обработки тестов методами факторного анализа выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах (параметрах, измерениях) интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов. В зарубежной психологии наибольшую известность приобрели:
     1) теория двух факторов Ч.Спирмена, согласно которой в каждом виде деятельности представлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, необходимый только для данного вида деятельности (например, для решения математических задач, литературного творчества и т. п.);
     2) мультифакторные теории (Л.Тёрстон, Дж.Гилфорд и др.), отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей ("скорость восприятия, ассоциативная память и др.).

Как бы ни совершенствовались тесты и их статистическая обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах на протяжении всей истории Д. п. служит предметом острых дискуссий. В зарубежной Д. п. долгое время господствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития игнорировалась. В настоящее время для Д. п. характерно интенсивное развитие новых подходов и методов, как экспериментальных, так и математических. Наряду с различиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различия в творческих и организаторских способностях, в общей структуре личности, в мотивационной сфере. Важное место отводится выявлению корреляций (см. Корреляционный анализ) между психологическими свойствами, с одной стороны, физиологическими и биохимическими — с другой. Большая работа в этом направлении ведется советскими учеными. Факты и выводы, полученные Д. п., имеют важное значение для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).

Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru