Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  СОЦИОГРАММА (от лат. societas — общество и греч. gramma — черта, линия) — графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах (см. Социометрия). С. наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических “звезд” (выбираемых большинством опрашиваемых), “париев” (от которых все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Поскольку социометрический анализ в целом может дать только самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой малой группе, С. отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы. С. позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом. При построении С. пользуются понятиями: выбор, взаимный выбор, ожидаемый выбор, отклонение, взаимное отклонение, ожидаемое отклонение. Различают коллективные и индивидуальные С. Среди коллективных С. наиболее распространенными являются С, разработанные создателем этого метода Дж.Морено. В этих С. члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности: в центре либо на периферии; при этом С. отражает практически все связи, объединяющие субъектов (типичные конфигурации взаимоотношений: цепи, треугольники, квадраты и т. д.). Этот способ, однако, обладает существенным недостатком — при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей становится практически неразличимым. При проведении социометрических исследований делались попытки стандартизировать и рационализировать построение С. Определенный прогресс в этой области связан с разработкой и широким внедрением в экспериментальную практику социограмм-мишеней. При их построении учитывается разделение группы на “популярных”, “средних” и “непопулярных” членов; каждый из них в соответствии с этим делением помещается в определенный круг С.-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей. Для одной группы обычно составляют несколько коллективных С. Индивидуальные С. позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе (например, отличить позицию лидера от позиции “популярных” членов группы, выделить “отверженного” или “изолированного” индивида).
Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru