Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (от лат. signum — знак и греч. systema — целое, соединение) — первая и вторая С. с. (1-я С. с, 2-я С. с.) — способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно улавливаемых органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (1-я С. с.), либо представленных в знаковой системе языка (2-я С. с). Термин введен И.П.Павловым для характеристики различий между сигнальной деятельностью головного мозга животных и человека и выявления специфически человеческих типов высшей нервной деятельности. При относительном преобладании 1-й С. с. складывается художественный тип личности,, при преобладании 2-й С. с. — мыслительный. 2-я С. с. возникает в историческом развитии общества как “чрезвычайная прибавка”, вносящая новый принцип в работу центральной нервной системы, поскольку позволяет в процессах труда и речевого общения отображать мир в обобщенной (понятийной) форме. 2-я С. с. взаимодействует с 1-й С. с. и образует совместно с ней качественно новое целое. Начатое И. П. Павловым благодаря ориентации на речь преобразование понятия о сигнале в понятие о знаке как наделенной значением единице интеллектуальной активности человека (слово обобщает, абстрагирует и т. д.) было развито Л.А.Орбели, в концепции которого знаки выступили в виде носителей культурных смыслов, охватывая наряду с речевыми другие виды знаковых отношений (музыкальные звуки, рисунки, выразительные движения и пр.).
Психологический образовательный тренинговый центр "Planey" Яндекс цитирования Planey.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru