Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет А. п. — психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект А. п. — деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия, организация. Субъект А. п. — летный и инженерно-технический состав, специалисты УВД, стюардессы и т. д. А. п. как научно-практическое направление зародилось на рубеже XIX и XX вв. в связи с изобретением летательных аппаратов и возрастающей ролью человеческого фактора в эффективном и безопасном управлении ими. Возникновение и развитие А. п. как научной дисциплины связано с трудами И. М. Сеченова, С. Е. Минца, А. П. Нечаева, Н. М. Добротворского, С. Г. Геллерштейна, К. К. Платонова, Н. Д. Заваловой. Основы А. п. формировались под воздействием теоретических, методологических и методических положений физиологии, медицины и психологии. А. п. тесно связана с различными отраслями психологии (психологией труда, спорта, личности, военной, инженерной, космической, педагогической и социальной психологией), а также психофизиологией. Основными проблемами современной А. п. являются изучение психологической структуры деятельности авиационных специалистов; психологических закономерностей взаимодействия человека с авиационной техникой; исследования влияния факторов полета на развитие психических состояний, межличностных отношений в коллективе; формирования профессиональной пригодности, психологической адаптации членов экипажа к условиям деятельности; анализ причин аварийности и т. д. Для решения теоретических и практических задач в А. п. применяется комплекс методов, разработанных в психологии и физиологии (интервью, наблюдение, изучение документов, лабораторный и естественный эксперимент и др.). В А. п. получили развитие методы алгоритмического анализа деятельности, полунатурного моделирования, психологического моделирования, полиэффекторной регистрации функций и др. В советской А. п. сформулированы концепции “активного оператора”, “образа полета”, “психологического моделирования”, “профессионально-психологической реабилитации” (Ломов Б. Ф., Завалова Н. Д., Пономаренко В. А., Гримак Л. П., Бодров В. А.).