Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  АНКЕТА (фр. enguete — список вопросов) — методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. А. представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Составление А. — процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов — сложная и трудоемкая процедура. А. должна обеспечить получение такого содержания, которое правдиво по отношению к опрашиваемому и значимо по отношению к проблеме. Составление ценной в научном отношении А. является, как правило, коллективной работой. Первый этап в разработке А. — определение ее содержания. Это может быть круг вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знаниях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и т. п.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок. Второй этап в разработке А. — выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими опрашиваемому строить свой ответ в соответствии со своими желаниями как по содержанию, так и по форме, и закрытыми, допускающими обычно лишь ответы “да” или “нет”. По своей функции вопросы могут быть основными или наводящими, контрольными или уточняющими и т. д. Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа. Что касается формулировки вопросов, то фразы должны быть по возможности короткими, ясными по смыслу, простыми, точными и однозначными. Наиболее типичными ошибками при составлении А. являются скрытая заданность ответа, сверхдетализированность, двусмысленность вопросов, недостаток их различительной силы. Хорошие вопросы должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности. Последний этап в составлении А. связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов бывает различной для разных типов анкетного опроса.