Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"

  АВГУСТИН (354—430) — религиозный мыслитель. В центре учения А. находится идея о духовной активности личности, воля которой управляет как телесными, так и психическими процессами (ощущением, памятью, мышлением и др.); физиологический субстрат этих процессов (органы чувств и мозг) используется личностью в качестве орудия познания. Согласно А., все истинное знание изначально заложено в душе, которая живет и движется в боге. Оно не приобретается, а извлекается из нее благодаря направленности воли на реализацию внутренних потенций субъекта. Обращаясь к себе, душа познает с предельной достоверностью как собственную деятельность, так и ее незримые продукты. В соответствии с этим представлением складывалось понятие о внутреннем опыте как о непогрешимом способе познания, обладающем высшей достоверностью, отличном от опыта (чувственного и рационального) познания внешних объектов; культивировалась интровертивная установка — человек должен оставаться наедине с собой, чтобы устремиться к всевышнему. Эти положения А. стали основополагающими для западных религиозных учений о душе, и в ряде случаев они способствовали проявлению волюнтаризма и интроспекционизма в психологии. Документом углубленного самоанализа служит автобиография А. “Исповедь”, в которой в духе христианской теологии показан драматизм жизненного пути личности.